|
Согласно последним данным, поток трудовых мигрантов на территорию нашего региона из года в год сокращается. В прошлом году в города Свердловской области официально въехали более 140 тысяч человек. И это меньше, чем в 2014 году, на 18,5%.
Оно и понятно — по оценкам экспертов, все нововведения миграционного законодательства последних лет медленно, но верно ужесточают правила въезда и пребывания трудовых мигрантов в нашей стране. И повышают ответственность работодателей, прибегающих к использованию иностранной рабочей силы. Но в тех случаях, когда и те и другие не пытаются обойти закон стороной. На днях сотрудники УФМС РФ по Свердловской области провели практический семинар для екатеринбургских работодателей, где рассказали о последних нововведениях, а также подвели итоги 2015 года.
— Более 80% всех трудовых мигрантов, приезжающих к нам на заработки — это граждане стран бывшего СНГ, — отметила начальник УФМС России по Свердловской области Ольга ПЕТРОВА. — Если судить по безвизовым странам, для которых с 2015 года действует система выдачи патентов, то самый большой поток желающих работать в России наблюдается из Таджикистана, далее по убыванию идут Кыргызстан и Узбекистан. Если говорить о странах, для которых действует визовый порядок въезда, и, как следствие, необходимо оформление разрешения на работу, то этими правилами чаще всего пользуются граждане Китая.
Более половины всех легально въезжающих на территорию Свердловской области мигрантов оседают в Екатеринбурге — здесь для них есть работа. Впрочем, в последнее время всё чаще в качестве мотива звучит желание получать образование. Его высказывает в основном молодёжь. Как отмечают представители УФМС, её в миграционном потоке всё больше. Однако портрет среднестатистического мигранта пока остаётся прежним — это мужчина от 20 до 40 лет.
— Многие мигранты имеют среднее образование, по-прежнему велика доля тех, кто никогда не получал диплома о профессиональном образовании, — сообщила Ольга Петрова. — Острой же остаётся потребность именно в высококвалифицированных иностранных кадрах в таких областях, как строительство, инжиниринг, наука и т. д. Тем не менее в 2015 году мы выдали 74 разрешения на работу высококвалифицированным специалистам из ближнего зарубежья.
Как известно, с 1 января 2015 года для иностранцев, желающих жить и работать в России, вступил в силу закон об обязательном тестировании по трём предметам: русскому языку, истории России и основам законодательства РФ.
— В 2014 году, когда тесты по трём предметам мигранты сдавали по желанию, мы отмечали неплохой уровень грамотности наших учеников, хорошее знание русского языка и российского законодательства, — рассказал директор Центра тестирования по русскому языку Алексей СТАРОСТИН. — Но такие результаты выдавали иностранцы, либо давно живущие в нашей стране, либо работающие в сфере общепита и обслуживания, а значит, придирчиво отобранные работодателями, обращающими внимание и на знание языка, и на общий уровень культуры.
Совсем другие результаты показали обязательные экзамены: выяснилось, что для большинства мигрантов, устраивающихся зачастую разнорабочими, основной трудностью остаётся языковой барьер, не говоря уже об остальном — элементарном незнании российских законов и часто — непонимании нашего менталитета.
Впрочем, свежий закон, по словам представителей центров тестирования, непременно ждут инновации. В частности, обсуждается возможное введение с 2017 года госпошлины для мигрантов, собирающихся сдавать экзамены. А также ужесточение требований к центрам приёма экзаменов, перспектива передачи полномочий по их организации Министерству образования РФ. К слову, последняя мера, возможно, станет неким фильтром для сомнительных тест-центров, открытие которых часто становится средством лёгкого заработка для предприимчивых дельцов.
Для получения патента на работу, введённого с начала 2015 года, обязательным остаётся и предоставление медицинской справки. Как правило, врачебное освидетельствование проводится за счёт самих мигрантов, реже — по инициативе и за счёт работодателей.
— В 2015 году было выявлено около 500 случаев опасных заболеваний среди мигрантов, — отметила начальник отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Свердловской области Светлана ПЕРМИНА. — На первом месте — туберкулёз. На втором месте — различные венерические заболевания, а далее — ВИЧ-инфекция.
Таких данных из истории болезни достаточно для того, чтобы суд принял решение о выдворении носителя потенциально опасной заразы из страны. Так, в 2015 году было принято около 200 положительных судебных решений. Впрочем, согласно законодательству, веским поводом оставить мигранта для лечения в нашей стране становится наличие у него родственников с российским гражданством.
— Основная проблема, препятствующая проведению профилактических мер после таких неприятных «открытий», заключается в том, что заражённые мигранты не хотят выдавать людей, с которыми проживают и контактируют. Тем самым они косвенно способствуют формированию эпидемиологических очагов, — сетует Светлана Пермина. — Причины такой «скрытности» очевидны: приехавшие за заработком иностранцы больше переживают за опасность потерять работу, нежели за здоровье, своё и окружающих.
На этом этапе как никогда важна сознательность и законопослушность работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу. Ведь именно они не только берут ответственность за тех, кого трудоустроили, но и в целом за создание позитивного миграционного климата в России. Увы, этот факт пока понятен далеко не всем предпринимателям.
Автор:
Печать
|
||
|
Вечерний Екатеринбург