Осенью российских автовладельцев ждёт частичная либерализация ОСАГО, которая ознаменует собой первый этап реформирования автогражданки. Как сообщает пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», страховые компании
получат право устанавливать для водителей более индивидуализированные цены на полисы в рамках расширенного тарифного коридора: до 20% вверх и 20% вниз относительно утверждаемых Банком России базовых тарифов.
Отмечается, что более гибкую тарифную политику начнут применять в отношении вновь заключаемых договоров страхования. Условия полисов, которые уже на руках, изменяться не будут вплоть до окончания срока их действия. Кроме того, эксперты информационного проекта подчёркивают, что задача реформы не вздёрнуть цены на полисы, а установить справедливость в этом сегменте страхования. Прежде всего — поднять культуру вождения.
Как передаёт пресс-служба проекта, в рамках действующего инструментария страховщики весьма ограничены в возможностях учитывать в стоимости страховки индивидуальную манеру вождения каждого автовладельца. В результате
находящиеся в одной возрастной группе законопослушный водитель и безбашенный лихач платят одинаково. А за аварии, возникающие по вине безответственных шумахеров, отвечают вообще все автолюбители, ведь убытки страховщиков закладываются в стоимость всех полисов.
«Речь попросту идёт о том, что тот, кто ездит «плохо», должен платить больше, чем сейчас. А дисциплинированный водитель — меньше», — поясняет заведующий кафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин КОРИЩЕНКО.
Предполагается, что отныне при расчёте тарифа будут учитываться нарушения правил дорожного движения, поскольку любое отхождение от ПДД есть фактор, провоцирующий аварии и усиливающий их последствия.
Автоэксперт Сергей СМИРНОВ видит это примерно так: «Проехал на красный свет — доплати к полису 500 рублей, проехал два раза — доплати ещё 500 рублей. Нарушил четыре раза — получи коэффициент, увеличивающий стоимость полиса ОСАГО в несколько раз».
Другой автоэксперт, Игорь МОРЖАРЕТТО, полагает, что в первую очередь станут заметны более точечные настройки шкалы «возраст/стаж»: вместо действующих ныне четырёх коэффициентов страховщики получат инструментарий из почти 50 показателей, позволяющий составить индивидуальный портрет водителя. Таким образом, первым следствием либерализации ОСАГО станет, как ожидается, заметное повышение тарифов для молодых водителей.
«Опытных водителей с большим стажем, скорее всего, изменения тарифов пока не коснутся», — считает автоэксперт.
Прямая речь
Есть опасения использования нового инструмента только в сторону повышения стоимости
Валерий СОЛДУНОВ, руководитель Всероссийского общества автомобилистов:
— Грядущие изменения по ОСАГО направлены на появление в этом виде страхования рыночных методов регулирования цен. Напомню, что в момент появления системы ОСАГО страховые компании конкурировали между собой всеми возможными способами. Так как тарифы были единые, то предлагали дополнительные бесплатные услуги, такие как вызов аварийного комиссара, эвакуатор и т.д. А распространителям полисов выплачивалась немалая премия. Сейчас это всё исчезло.
Изменение в системе расчёта тарифов предполагает конкуренцию по цене. Аккуратные и законопослушные водители должны получить серьёзную скидку на стоимость. Но что будет в тех регионах, где рынок ОСАГО занимает одна или две компании? Вряд ли там будет конкуренция по тарифам.
Безусловно, есть опасения, что нововведение будет использоваться страховщиками только в сторону повышения цен. Это как с транспортным налогом. Регионы могут самостоятельно снижать или увеличивать размер налога. Но почему-то все только увеличивают.
Осенью мы попробуем провести мониторинг по различным городам и посмотреть, насколько выше или ниже стала стоимость страхового полиса.
Автор: Надежда Баяндина
фотография: Осенью страховые компании получат право устанавливать для водителей более индивидуализированные цены на полисы. Фото: архив.
Печать